20 октября в Большом зале филармонии отмечает 25-летие Концертный хор Санкт-Петербурга, возглавляемый Владимиром Беглецовым.
Поди туда — не знаю куда, или сказка о крыльях
Статьи Санкт-Петербургские музыкальный вестник7 Октября 2016Поди туда — не знаю куда, или сказка о крыльях
20 октября в Большом зале филармонии отмечает 25-летие Концертный хор Санкт-Петербурга, возглавляемый Владимиром Беглецовым.
Камерный хор Смольного собора (так до 1 марта 2016 года именовался коллектив) был назван по месту своего рождения.
В 1990 году Смольный собор обрел статус концертно-выставочного зала (в предыдущие два десятилетия здесь располагался филиал Музея истории Ленинграда). Через год, в 1991, был образован Камерный хор. Вначале им руководил Станислав Легков, в дальнейшем главными дирижерами были Андрей Петренко и Эдуард Кротман. В 2004 году Смольный собор присоединился к Государственному музею-памятнику «Исаакиевский собор».
В том же 2004 году художественное руководство хора взял на себя заслуженный артист России Владимир Беглецов. И очень скоро Камерный хор Смольного собора стал неотъемлемой частью музыкального ландшафта Санкт-Петербурга наряду с коллективами Мариинского театра, Филармонии и Капеллы.
Судьба распорядилась так, что именно в год своего четвертьвекового юбилея хор получил новое имя. 1марта 2016 года хор, продолжающий быть неотъемлемой частью музея, был официально переименован в Концертный хор Санкт-Петербурга.
Свой знаменательный юбилей коллектив отмечает премьерой оперы петербургского композитора Светланы Нестеровой «Поди туда — не знаю куда».
Светлана Нестерова:
Сказочный сюжет для этой оперы выбран не случайно. Идея принадлежит Владимиру Беглецову, удивительному музыканту, художнику с невообразимой интуицией… Несколько лет назад мы вместе работали на фестивале «Петербургская музыкальная весна», он тогда исполнял мой «Балканский концерт», тогда же и предложил написать что-то масштабное — для оркестра, хора, солистов… А в следующую минуту родился замысел оперы по мотивам русской сказки «Поди туда — не знаю куда, найди то — не знаю что».
Когда я в нее вчиталась, была просто потрясена, насколько эта сказка многогранна, как много там смысловых уровней… Сколько там юмора, сколько страшного, сколько философии. Там и ад, и чистилище, и рай… Это модель нашего мира фактически. Она интересна и взрослым, и детям. Либретто написала Вера Куприянова — замечательный поэт. К тому же она прекрасно разбирается в музыке, умеет, что называется, вокально адаптировать слово.
Поначалу мы хотели назвать оперу «Сказка о крыльях», потому что фабула либретто, в особенности финал, не совсем совпадают с тем, чем заканчивается сказка. Но потом, опять же по совету Беглецова, решили оставить оригинальное название — в нем больше глубины и подтекста.
Главная идея оперы — вера в мечту. Чудеса вокруг нас происходят постоянно, надо только обращать на них внимание.
В финале ощущается катарсис. Смерть — не повод для ежедневного страха, это повод проживать каждый день как последний и надеяться на выход в неведомое нам измерение.
Кстати говоря, лучше всего это понимают дети. Спокойно. Философски. Они ничего не боятся…